Публикации
Проблемы сушки зерна
Работа зерносушильных комплексов имеет важную роль при послеуборочной обработке зерна. Высокие затраты ресурсов при сушке зерна являются следствием технологического несовершенства и физической изношенности применяемых машин и оборудования. Средний срок службы значительной части комплексов для очистки и сушки зерна в сельскохозяйственных предприятиях превысил 25 лет. Из-за этого увеличиваются сроки уборки урожая и возрастают потери. Замена изношенного оборудования требует крупных единовременных затрат.
Поэтому, наряду с заменой отработавших свой ресурс зерносушилок путем строительства новых зерносушильных комплексов, важно проводить полное восстановление и модернизацию существующих комплексов с переводом их на работу с использованием местных возобновляемых источников энергии. К такому сушильному оборудованию, требующему незамедлительного полного восстановления и модернизации, относятся зерносушилки польской фирмы «Рофама» М-819 мощностью 20 т/ч.
Эти зерносушилки начали поставлять в нашу страну более 25 лет назад, и их парк в настоящее время насчитывает 1260 единиц, в т.ч. в Брестской области – 112, Витебской – 286, Гомельской – 111, Гродненской – 246, Минской – 270, Могилевской – 235 единиц. Срок эксплуатации этих сушилок не беспределен. В результате проведенного обследования технического состояния зерноочистительно-сушильных комплексов с сушилками М-819 были выявлены машины и оборудование, подвергшееся наибольшему износу:
- топочный агрегат (топка) – прогорание камеры сгорания, сильный коррозионный износ нижней части наружного кожуха топки, износ и разрушение сегментов воздуховодов, прогорание заднего распределительного конуса топочного цилиндра;
- нория зерновая – коррозионное разрушение башмака, деформация и отрыв ковшей, износ и разрывы ленты, разрушение редуктора привода и подшипниковых опор, коррозия и разрушение наружного кожуха;
- грейдер (разравниватель зерна) – износ цепи и звездочек, заклинивание механизма регулировки натяжения транспортера, отрыв планок транспортера, заклинивание подшипниковых опор, выход из строя редуктора привода;
- выпускной механизм (лотки выгребателей) – коррозионный износ и разваливание лотков выгребателей, заклинивание устройства регулирования производительности выпуска, износ опорных подшипников;
- выгрузной шнек – износ вала и витков, разрушение подшипниковых опор вала, коррозия принимающих и отводящего окон, разрушение привода шнека;
- система аспирации – забивание пылеотделителей мультициклонов, коррозия внешняя, заклинивание механизмов управления заслонками вентиляторов подачи воздуха, разрушение воздушных заслонок вентиляторов;
- электрооборудование – разводка силовой сети, контрольно-измерительное оборудование, сигнализация, ящики и шкафы управления;
- камеры сушки – коррозия и разрушение боковых и торцовых стенок, каскадов.
Общим для всех зерносушилок является также повсеместное повреждение лакокрасочного покрытия, что привело к очаговым повреждениям корпуса и воздуховодов. Результаты обследования позволяют сделать вывод, что техническое восстановление зерносушилок М-819 возможно, и объемы восстановления не превысят 35-40% изначальной стоимости машины. Все это свидетельствует о необходимости обеспечить эффективные меры по поддержанию работоспособности и продлению срока службы имеющихся в распоряжении сельскохозяйственных предприятий зерносушилок.
Одновременно с восстановлением и ремонтом целесообразно рассмотреть возможность повышения эффективности их работы. В настоящее время парк зерносушильных комплексов обновляется новыми современными зерносушилками, технологический процесс сушки на которых управляется компьютером. По своей конструкции эти зерносушилки в основном шахтного типа, т.е. аналогичны по устройству зерносушилки М-819. Однако, расстояние между коробами, подводящими теплоноситель и отводящими теплоноситель, которое характеризует толщину слоя сушки зерна в 2-3 раза больше чем у польской зерносушилки М-819, и поэтому равномерность и качество сушки на современных зерносушилках хуже, чем у зерносушилки М819.
Количество подводящих и отводящих коробов на польской зерносушилке больше в 2 раза чем на современных, а это способствует хорошему перемешиванию зерна. Исходя их этого, можно сделать вывод, что при всех остальных одинаковых условиях проведения сушки зерна польская зерносушилка М-819 обеспечивает более равномерную сушку зерна с большим КПД процесса сушки. Но все это относится к технически исправным зерносушилкам М-819.
Теперь рассмотрим проблемы сушки зерна на сельскохозяйственных предприятиях, исходя из 15-ти летнего опыта проведения ремонтных работ на зерносушильных комплексах, в состав которых входит зерносушилка М-819, опыта общения с рабочими и специалистами, обслуживающими зерносушильное оборудование.
Первая проблема – это кадры. Перед началом сушильного сезона на зерносушилку переводят работников, которые в лучшем случае работали раньше на зерносушилке или имеют какое-то отношение к технике. Обучение этих работников не проводится, а учатся они путем проб и ошибок. Устройство зерносушилки и оборудование зерносушильного комплекса знают слабо. Соответственно этому и будет работать зерносушильный комплекс. В лучших условиях находятся новые зерносушильные комплексы. Поскольку они оснащены автоматизированной системой управления работой, то поставить туда необученного человека нельзя, а значит, на новых сушилках работают обученные люди, соответственно и работа этих зерносушильных комплексов лучше на фоне старых зерносушильных комплексов.
Вторая проблема – это ремонт, обслуживание и подготовка старых зерносушильных комплексов к сушильному сезону. Если обслуживающий персонал квалифицированный, то в пределах своих технических возможностей они могут провести определенные виды ремонта зерносушилки, обслуживание, однако, учитывая, что зерносушилкам 20 лет и более, то необходим ремонт, проводимый специализированной организацией, только тогда будет результат. Значит в большинстве случаев, даже при наличии квалифицированного персонала ремонт, обслуживание и подготовка старых зерносушильных комплексов не может быть проведена на должном уровне.
В случае, сели персонал не квалифицированный, то не может идти речи вообще о ремонте, обслуживании и подготовке старых зерносушильных комплексов к сушильному сезону, а значит и успешной работе зерносушилки. Обстановка с новыми зерносушильными комплексами другая. Первые 2-3 года подготовка к сушильному сезону сушильного оборудования сводится к проведению обслуживания и регламентных работ, а поэтому и при сушке зерна у этих зерносушильных комплексов результат гораздо выше.
Третья проблема – отсутствие технического контроля со стороны инженерно-технической службы сельскохозяйственного предприятия за работой оборудования, входящего в состав зерносушильного комплекса. А именно при эксплуатации любого оборудования необходимо соблюдать правила обслуживания и эксплуатации согласно нормативно-технической документации.
В большинстве случаев техническая документация отсутствует, а оборудование эксплуатируется неправильно. Особенно очень много нарушений при эксплуатации зерноочистительного оборудования, которое работает неправильно или не работает, а только находится на том месте, где оно должно стоять. В результате в сушилку подается неочищенное зерно, что резко ухудшает процесс сушки зерна.
Так как зерносушильные комплексы эксплуатируются 20 лет и более, то производится замена отдельного оборудования. Расчет мощности и производительности не производится. Получается следующим образом. Стояла нория производительностью 30 т/ч, купили и установили новую норию производительностью 15 т/ч. Производительность зерносушильного комплекса уменьшилась вдвое, так как уменьшилась производительность одного звена в цепи сушки зерна.
Особую озабоченность в эксплуатации старых зерносушильных комплексов, в состав которых входит зерносушилка М-819 вызывает эксплуатация топки, а также, в случае выхода ее их строя, замена ее на равноценную. Сравнить работу топки в составе зерносушилки можно с работой двигателя на грузовом автомобиле. Перед началом сушильного сезона необходимо провести осмотр, дефектовку, обслуживание, а в случае необходимости ремонт топки. Если этого не сделать, то топка не будет работать в соответствии с нормативно-технической документацией, отсюда перерасход топлива при сушке, уменьшение производительности зерносушилки, ухудшение качества сушки зерна.
Некоторые сельскохозяйственные предприятия производят замену топок на равноценные новые. Приведу аналогию. На грузовой автомобиль ГАЗ-53 вместо заводского двигателя установили двигатель с автомобиля ГАЗ-24 «Волга». Вроде там и там двигатель ЗМЗ. Если даже условно допустить эту переделку, то автомобиль ГАЗ-53 с двигателем ГАЗ-24 «Волга» в лучшем случае сможет ехать или только впустую или с небольшим количеством груза, но ни в коем случае с такой грузоподъемностью как положено грузовику ГАЗ-53.
Точно так же и с польской зерносушилкой М-819. Вместо заводской топки устанавливают топку по тепловой мощности меньше в 2 раза, а то и в 4 раза. В результате производительность падает соответственно в 2 или 4 раза, а причину находят в "старой" зерносушилке.
Четвертая проблема – отсутствие обучения и проверки знаний персонала, обслуживающего зерносушильный комплекс. Мы постоянно сталкиваемся со случаями, когда обслуживающий персонал не знает устройства зерносушилки М-819, правил обслуживания и эксплуатации.
Пятая проблема – оплата труда. В основном на средних сельскохозяйственных предприятиях имеется 2 или 3 зерносушильных комплекса. Количество работников, занятых на зерносушилках, меньше количества комбайнеров, но они выполняют сушку всего собранного зерна на сельскохозяйственном предприятии. Зарплата работников зерносушильных комплексов должна быть сопоставима с зарплатой комбайнеров, при таких условиях отдача от их труда будет максимальной, меньше будет трудовых и технологических нарушений, за которые они могут быть наказаны.
Шестая проблема – не проведение работ по модернизации зерносушильных комплексов и внедрению современных технических разработок в области сушки зерна. А это:
- автоматизация управления сушкой зерна и контроль параметров сушки зерна с фиксацией на электронных носителях;
- установка на топочных агрегатах современных систем подачи топлива;
- усовершенствование систем загрузки сырого зерна и установки более производительной очистительной техники; - модернизация норий подачи зерна;
- перевод зерносушильных комплексов на местные виды топлива и их комбинированное использование с жидким топливом и газом в зависимости от условий сушки зерна.
Со всеми этими проблемами сушки зерна мы знакомы, готовы оказать помощь в их решении. Приглашаем к сотрудничеству!